Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Воскресенск
  • +7 495 647 7111 доб. 227
  • mos_obl@fhr.ru

Статьи

Правила
Нац. программа
Третий сезон Кадет-лиги в Новосибирске
Третий сезон Кадет-лиги в Новосибирске
  • 3 ноября 2014 07:11
Количество просмотров: 1974

С новосибирским Центром зимних видов спорта активно сотрудничает известный специалист российского детского и молодёжного хоккея, кандидат педагогических наук Владимир Михайлович Колузганов.

По его рекомендации вот уже третий сезон в Новосибирске для самых юных хоккеистов проводятся соревнования поперёк ледовой площадки. Команды, участвующие в этих соревнованиях, образуют свою лигу, получившую название  «Кадет-лига». В ней «кадеты» – будущие участники официальных соревнований – выявляют своих чемпионов и призёров.

В мае московский специалист прочитал несколько лекций для детских хоккейных тренеров новосибирского ЦЗВС по методике планирования. В конце сентября Владимир Михайлович провёл анализ предсезонной подготовки, скорректировал планы тренеров ЦЗВС на соревновательный период, а также провёл для них семинар по методике работы с самыми маленькими хоккеистами. По мнению Владимира Михайловича, ранняя официальная соревновательная практика – это сейчас главная ошибка в подготовке наших юных хоккеистов. В возрасте 7-9 лет правильнее играть в коротких турнирах - и не на больших площадках, а поперёк поля. В этом возрасте для «кадетов» важно развитие ловкости и координации, что и даёт игра 5 на 5 в одной зоне ледовой площадки, и что совсем не развивает беготня без шайбы по всей ледовой площадке. Чем больше выполняется технических приемов в условиях стеснённости и ограниченного пространства, тем лучше закрепляются навыки. Не нужна «кадетам» и ранняя специализация по амплуа. Юные хоккеисты должны быть разносторонними – приобретать навыки и нападающих, и защитников.

Сейчас в нашей стране проходит множество детских турниров среди команд 7-9 летних хоккеистов. Причём практически все эти турниры проходят на больших хоккейных площадках (стоит заметить, что в Швеции, например, до 10 лет запрещено играть на всё поле).

Другое заблуждение, присущее российской школе хоккея – чем больше заниматься на льду в раннем возрасте, тем выше будут результаты в дальнейшем. В российском детском хоккее многие тренеры и родители стремятся к многократным (до 5 раз в неделю) ледовым тренировкам с раннего возраста. Но так ли уж необходимы многократные ледовые занятия для маленького хоккеиста? Вот как, например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим названием «Бьёрнлига» («Медвежья лига»). В «Бьёрнлигу» берут детей-шестилеток и учат их, прежде всего, не хоккею как таковому, а пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача тренеров состоит в том, чтобы через три года ребёнок был подготовлен к дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!). Ребята 7-8 лет занимаются дважды в неделю. «Медвежатам» дают и поиграть, но только поперёк поля и всего два периода по 15-20 минут с обязательными сменами составов через каждые полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США, Финляндии …

У нас же «хоккейная картина маслом» такова – уже в 6-7 лет тренеры разделяют ребят на пятёрки и определяют амплуа, причём делают это часто весьма «специфично»: Кто лучше катается – тот нападающий! Кто выше ростом – защитник! У кого из родителей есть средства на приобретение вратарской формы – вратарь!

Причина ранней специализации одна – уже в 8 лет начинаются городские соревнования, а в 9 – российские и нужно успеть подготовить команду, чтобы показать всем и руководителям и родителям товар лицом!

Ещё одна беда российской школы хоккея – увлечение детским спортивным «туризмом», который так любят родители юных хоккеистов. На самом деле путешествия родителей с детьми в другие города в поиске более сильных спарринг-партнёров только отрывают время от тренировочного процесса: чем больше поездок – тем меньше времени остаётся на выполнение программного материала по обучению техническим приёмам. 

Владимир Михайлович Колузганов рассказывает: «Просматриваю план работы одного из тренеров городской школы,  работающего с группой пятилетних ребят. А у него уже запланированы игры в других городах. Спрашиваю – для какой цели? - Тренер отвечает: хочу посмотреть, а что там за команда есть. - Спрашиваю: зачем вам знать какая там команда? - А он: я же к соревнованиям готовлюсь. - Я ему: зачем же вы готовитесь к соревнованиям, если соревнования должны начинаться только через три года?».

По убеждению Владимира Колузганова, залог успеха в хоккее идёт от правильно организованных тренировок, на которых юные хоккеисты должны приобретать максимум хоккейных навыков. Приоритет в дошкольном и раннем школьном возрасте должен отдаваться подвижным и развивающим играм, общефизическим упражнениям вне ледовой площадки. А потому родителям юных хоккеистов нужно понимать – сегодня ваша команда может достигнуть лучших результатов в игре по всей площадке за счёт ранней специализации по амплуа, чрезмерных занятий по тактической подготовке и большего времени, проведенного на льду. Но через два года на ведущие позиции выйдут те, кто больше времени посвятил развитию гибкости, координации в раннем возрасте, много трудился над совершенствованием катания, владения клюшкой. И это уже многократно доказано хоккейной практикой!

Андрей НИКОНОВ